04.07.2012
О проблемах и перспективах долголетия «Обозреватель» беседует с профессором Владимиром ХАВИНСОНОМ, президентом Ассоциации геронтологов Европы, директором Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии Северо-Западнне дано жить по 200 лет, как, например, некоторым видам китов?
– Документально доказанный максимальный рекорд жизни для человека – 122 года. А в России максимальная длительность жизни – 117 лет, столько прожила жительница Якутии Варвара Тименякова. Все иные якобы рекорды голословны, эти случаи официально не подтверждены. Сейчас в мире проживает 88 человек в возрасте от 110 до 114 лет. И более 200 тыс. – те, кому уже немного за 100. А если говорить о реальной длительности жизни человека, то биологический запас прочности организма рассчитан на 90-100 лет. Но ведь речь надо вести не просто о длительности жизни, которая, кстати, мало кого волнует, а об эффективной части ее второй половины, о трудоспособности в этом возрасте
Поэтому нам всем надо бы думать об увеличении ресурса жизнедеятельности организма. О том, может ли человек работать до 70-80, а то и 90 лет и быть при этом полезным членом общества.
– А что, есть такие 90-летние трудоголики?
– Есть, и немало! К примеру, президенту Национальной академии наук Украины академику Борису Евгеньевичу Патону 93 года, и он ежедневно полноценно работает. Академику Борису Аркадьевичу Лапину, директору Института медицинской приматологии РАМН, 91 год. Вице-президента Российской академии наук, лауреата Нобелевской премии 82-летнего Жореса Алфёрова любят и уважают в вашей стране; он работает каждый день, к тому же является депутатом Госдумы! И вообще, в России много вице-президентов Академии наук, которым за 80, и они полноценно работают – их ум остается здравым и острым. Наверняка и у вас в Беларуси есть примеры таких работоспособных долгожителей.
– От чего зависит такой потенциал? От генов?
– Генетика влияет только на 25-30 процентов. А на 70 процентов – от чистоты окружающей среды, потребляемых воды и пищи, образа жизни, режима биоритмов, привычки физически нагружать себя, стремления развивать свой ум… То есть все банально: мы сами творим свою жизнь, в том числе и ее длительность.
– А характер человека влияет на вероятность дожить до 100 лет?
– О, это чуть не главный фактор! Если человек имеет злобный характер, долго он на этом свете не протянет. Вы же знаете: все болезни от головы, а не от плохих соседей. И не от нервов, потому что больные нервы – тоже «продукт» головы. А еще не будем забывать о стрессах: от личных проблем; от тех, которые подбрасывают начальники, друзья, родня… Упомяну образование человека, его внутреннюю и внешнюю культуру. И отношение государства к людям – не к безликому обществу, а к каждому человеку, что тоже имеет большое значение. Все эти факторы являются важными для продолжительности жизни. Вот, к примеру, Сингапур – это правовое государство на деле, а не декларативно; там реально заботятся о людях. Или Норвегия, Финляндия, Швеция – государства, в которых построен настоящий социализм! Их социализм – развитое социальное равноправие, а не обещание «светлого будущего». Там люди не испытывают стрессов по поводу своей старости, и потому средняя продолжительность их жизни – более 80 лет.
– И россиянам, и белорусам остается только догонять эти показатели…
– В России средняя продолжительность жизни сейчас 74 года у женщин и 64 года у мужчин. Но все же есть регионы, где долгожители не редкость. Даже в Санкт-Петербурге есть небольшой микрорайон, где издавна живут люди образованные, настоящая питерская интеллигенция: среди них длительность жизни – от 82 лет.
– Быть может, стремление человека дольше не стареть душой и телом – это навязанная временем потребность? Запрограммированы ли мы как биовид на долголетие?
– То, на сколько человек запрограммирован прожить, помимо прочего, определяется его генотипом. А если бы у нас были генетические паспорта, то можно было бы определить предрасположенность к различным заболеваниям (инсульту, инфаркту, диабету, онкологии и т.д.), которые влияют на нашу жизнь и ее продолжительность, и «не пускать» их в свой организм. Это зависит лишь от возможностей технологий, медицинского обслуживания, диагностики, а также от уровня развития государства и общества, но в этом мы пока совсем не впереди планеты всей.
Увы, даже в нашем современном мире дикари долго не живут…
– Как вы относитесь к генной инженерии, то есть перепроектированию клеток нашего организма для того, чтобы отодвинуть сроки их старения?
– Это все разговоры… О таких научных публикациях я пока даже не слышал, их нет. Только ищущие сенсаций журналисты уже постарались выдать желаемое за действительное.
– Однако все чаще в разных странах мира даже ученые говорят о том, что они с помощью нанотехнологий почти подошли к изобретению таблетки от старости. Ну как им не верить?
– Единственный способ увеличения физиологической продолжительности жизни – ограничение калорийности питания. Это доказано в том числе и американцами, проведшими испытания на обезьянах и нескольких сотнях тысяч человек. Снижение калорийности питания на 20-30 процентов снижает частоту заболеваний на 15-20 процентов. Значит, на эти проценты может быть увеличен срок жизни. Все остальное пока носит характер клинического изучения.
Кстати, на Украине в институте геронтологии Академии медицинских наук прошли 15-летние клинические исследования пептидных препаратов, созданных коллективом нашего института. Препараты применялись группой добровольцев два раза в год. В итоге в этой группе, по сравнению с контрольными данными, смертность снизилась на 45 процентов за счет усиления функций иммунной системы, мозга, увеличения уровня мелатонина, усиления плотности костной ткани, повышения работоспособности.
Открою «тайну»: 11 тыс. сотрудников «Газпрома», работающих в неблагоприятных условиях, получали эти наши препараты. У них, помимо повышения работоспособности, снизились показатели биологического возраста примерно на пять-шесть лет, то есть 50-летние выглядели и чувствовали себя почти как 40-летние.
Все наши пептиды являются наноструктурами – очень маленькими веществами, регулирующими процессы активности генов. Это не чудо-таблетки от старости, а вещества, частично замедляющие старение. Старение обусловлено природой: все когда-то рождается, живет и умирает – и люди, и животные, и растения. Но люди силой своего ума могут дольше задержаться в этом мире, отодвинув старение и смерть.
– Ныне покойная Наталья Бехтерева, ученый мирового уровня, всю жизнь исследовала мозг человека и в итоге не отрицала, что наши извилины – это нечто необъяснимое, а мозг – и вовсе компьютерная система. Мы и вправду всего лишь кем-то запрограммированные биороботы?
– Это лишь предположения и гипотезы. Я был знаком с Натальей Петровной, но она говорила о другом: что интеллектуальная, то есть умственная, работа действительно продлевает жизнь. А предположение, что мозг человека – какой-то компьютер, еще надо изучать. Пока идут лишь разговоры.
Светлана МАРТОВСКАЯ
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий